Л.В. Шапошникова. Рерихи

0
112

Рерихи

Возникает вопрос: «Почему Рерихи? Сколько их?»
Надо сказать, что данное явление было редчайшим. Рерихи представляли целую семью: Николай Константинович Рерих (1874–1947) – ученый, крупнейший художник, путешественник и общественный деятель; его жена Елена Ивановна (1879–1955) – выдающийся философ XX века и не менее крупный общественный деятель; их сыновья: Юрий (1902–1960) – крупный ученый, востоковед, знаток восточных языков; Святослав (1904–1993) – известный художник, мыслитель и общественный деятель.
Так сложилось в истории России, что все четверо Рерихов трудились в одном и том же пространстве, тесно связанном с процессами космической эволюции. Они были вестниками этой эволюции, и именно через них в XX веке шла необходимая информация о высшей энергетике Космоса. В силу этого обстоятельства наследие Рерихов представляет собой уникальное собрание знаний о космической эволюции.
До сих пор, к сожалению, это наследие не оценено так, как оно этого заслуживает. Но именно это наследие и сами Рерихи были связью нашей планеты с важнейшими космическими процессами. Семья Рерихов появилась на планете Земля в самый напряженный момент космической эволюции, когда происходило переустройство космических структур и энергетики. Космические тела, в том числе и Земля, связаны с главными процессами Космоса и вносят в них свою лепту. На Земле это участие проявлялось через Рерихов, каждый из которых был причастен к сужденной ему деятельности.
Из многих источников, начиная с древнейших времен, известно, что процессы, идущие в космической эволюции, укрепляют эту эволюцию и позволяют ей двигаться дальше. Вот это «движение дальше» является важнейшим творческим началом в Мироздании. История человечества свидетельствует об этих движениях, протекающих с узаконенной регулярностью сквозь тысячелетия Космоса.
XX век, а возможно и XXI, оказались свидетелями и участниками новых космических построений. Эти новые тенденции на планете Земля шли через человека, а именно через определенных индивидуумов, участников космического творчества. XX век лег на плечи семьи Рерихов, оставивших нам ценнейшее и богатейшее наследие.
Одной из главных особенностей космической эволюции нашего времени является обострение борьбы между Светом и тьмой, результаты которой непосредственно влияют на творческие моменты самой космической эволюции. Эта борьба охватила беспредельные пространства Космоса. Не миновала она и Землю. Согласно космическим законам, на Земле ни одно явление не может быть исследовано без обращения к особенностям этой титанической борьбы. Исследование наследия Рерихов также связано с такими моментами, на которые часто наши ученые не обращают внимания и поэтому в определении космических процессов нередко приходят к неправильным выводам и путанице.
Материалы, собранные в настоящем справочнике, не только помогают понять сам процесс противостояния Света и тьмы, но и увидеть его проявления в жизни и деятельности уникальной семьи Рерихов.
Без всякого сомнения, рериховское наследие принадлежит к области Культуры. Через него мы получаем информацию о связях с Космосом и с космической эволюцией, действующей в земных условиях.
Борьба Света и тьмы шла через всю жизнь Рерихов, и наследие их несет в себе явные доказательства этого космического процесса. Борьба между новым и старым, между добром и злом определяет все, с чем мы встречаемся на нашей планете. Наследие ни одного из наших соотечественников не содержит такого количества фактов этой борьбы.
Защите наследия Рерихов посвящены шесть толстых томов – каждый больше 500 страниц, – созданных сотрудниками Музея имени Н.К. Рериха, а также учеными, журналистами, участниками рериховского движения.
Поначалу разрозненные исследования жизни и наследия Рерихов взрастили целую науку, которая условно получила название рериховедение. Настоящий справочник с систематизированным в нем материалом поможет исследователям разобраться в огромных пластах рериховского наследия. Нужно отметить, что за последнее время число исследователей наследия неуклонно растет.
И Николай Константинович, и Елена Ивановна были заметными фигурами в начале XX века и принадлежали культуре Серебряного века, которому было свойственно активное проявление творчества. Оба урожденные петербуржцы, они начали свою творческую жизнь в этом удивительном российском городе, и именно там у них установились связи с космическим Учителем, который повлиял на всю их дальнейшую жизнь.
Их миссия вестников космической эволюции на планете Земля была предопределена космическими процессами, шедшими в Мироздании. Известно, что на протяжении всей истории человечества появлялись фигуры, двигавшие космическую эволюцию нашей планеты. Их жизнь складывалась под влиянием Учителя.
Получилось так, что российская социальная революция застала всю семью Рерихов в Финляндии, где Николай Константинович лечил серьезное заболевание легких. Многие исследователи жизни Рерихов объясняли их невозвращение в Россию тем, что Финляндия в 1918 году объявила о своей независимости. Однако причина такого решения Николая Константиновича и Елены Ивановны была совершенно другой. Они последовали Зову Учителя, шедшему из Индии – страны, которой они интересовались давно. Их привлекал индийский путь. Рерихи стремились напрямую в Индию, но их жизнь сложилась иначе. До Индии была Северная Европа, затем Англия, США и Франция. В Лондоне в 1920 году Елена Ивановна Рерих начала принимать Живую Этику, философию космической реальности, которая легла в основу творчества всей семьи Рерихов. Живая Этика была импульсом космической эволюции на Земле. В США Рерихи развили активное творчество в пространстве культуры.
В 1923 году они достигают берегов желанной Индии, где состоялись встречи с Учителем и были приняты серьезные решения, связанные с космической эволюцией. Три момента, которые обсуждались Рерихами с Учителем, оказались главными в их последующем творчестве. Первый из них был связан с уникальной Центрально-Азиатской экспедицией, маршрут которой начался в Сиккиме, потом прошел по Кашмиру, Ладаку, китайскому Синьцзяну. Затем была Россия с Москвой, Сибирью, Алтаем и, наконец, Монголия, Тибет и снова Сикким.
Тот круг, который совершила экспедиция (а в ней участвовали трое Рерихов – Николай Константинович, Елена Ивановна и их старший сын Юрий Николаевич), имел особое эволюционное значение. По всему маршруту Рерихи заложили энергетические магниты, которые не были похожи на магниты, знакомые нам по учебникам физики и книгам по металлургии. Это были энергетические структуры, создававшие новые энергетические поля. Источником энергетики этих магнитов служили картины Николая Константиновича, созданные им на маршруте и обладавшие высокой вибрацией; новая энергетика Елены Ивановны, сформированная у нее группой Космических Иерархов; и, наконец, высоковибрационная энергия осколка метеорита, упавшего на Землю из созвездия Орион. Эта часть метеорита была послана Рерихам Учителем еще до экспедиции.
Магниты, несущие в себе высшую энергетику, должны были участвовать в формировании энергетических полей для содействия земной эволюции, прежде всего в пространстве ее Культуры. Согласно философии Живой Этики, Культура, и ничто иное, составляет основу не только жизни Земли, но и Космоса. Культура несет в себе ту высшую энергетику, которая способствует развитию и продолжению эволюции космических тел, в том числе нашей планеты. Маршрут Центрально-Азиатской экспедиции был маршрутом космической эволюции, которая действовала через своих вестников – Рерихов.
О Центрально-Азиатской экспедиции опубликовано немало материалов – от дневников ее участников до исследовательских работ. Экспедиция длилась несколько лет – с 1923 года по 1928 год. Вскоре после ее окончания Рерихи поселились в индийских Гималаях, в древней долине Кулу, где развернули научную деятельность, или второй момент своего эволюционного творчества. Они создали в Кулу Гималайский институт научных исследований, носивший имя «Урусвати» – «Свет утренней звезды», в котором была применена методология новой науки и новой системы познания.
Деятельность Института в Кулу имела международное значение и привлекала внимание крупнейших ученых Индии, Европы и Америки. Советский ученый Николай Иванович Вавилов имел c Институтом «Урусвати» тесные научные связи. Институт проводил гималайские экспедиции, выпускал научные издания и журналы, однако ему не пришлось долго работать – Вторая Мировая война оборвала его уникальную деятельность. Помещения и лаборатории Института пришлось закрыть, работу законсервировать. В таком виде Институт пребывает и до сих пор. Планы Международного Центра Рерихов (МЦР) о совместном с индийскими учеными возрождении Института «Урусвати» остановились в связи с разрушением российскими государственными чиновниками Мастер-Банка, главного источника финансирования Музея имени Н.К. Рериха.
Третий главный момент в эволюционном творчестве Рерихов получил название «Пакт Рериха». Его целью была не только защита культурных ценностей во время войны, но и ликвидация самих войн на планете. Основная мысль Пакта была сформулирована Космическими Учителями – «Мир через культуру». Коротко и ясно. Только защита и развитие культуры принесут мир Земле. Пакт со всеми практическими подробностями вошел в силу в 1935 году, незадолго до начала Второй мировой войны.
Реакция на Пакт была разной – и положительной, и отрицательной. Рерихи провели огромную организационную работу по внедрению идеи Пакта в разные страны. Одним из самых первых Пакт Рериха подписал Ф.Д. Рузвельт, президент США, к нему присоединились страны Латинской Америки. Что касается государств Европы и Советского Союза, правительства этих стран в 1935 году Пакт не подписали, и Европа во время Второй мировой войны испытала на себе небывалые в истории человечества методы уничтожения как сокровищ культуры, так и людей. Человеческие потери Второй мировой войны превосходили таковые в предыдущих войнах во много раз. Советский Союз лишь в 1954 году подписал Гаагскую конвенцию ООН, в основу которой легли главные положения Пакта Рериха.
Надо сказать, что внимание к Пакту чувствуется во многих странах. Выставки, посвященные Пакту Рериха, лекции о нем Международный Центр Рерихов провел в Европе, Америке и Азии. В настоящее время с помощью этой организации Пакт Рериха получил вторую жизнь. Сколько продлится эта жизнь – трудно сказать. Разрушение финансирующей МЦР организации нарушило его международные связи и затруднило дальнейшее развитие и движение Пакта Рериха.
Нет никакого сомнения, что поддержка общественным движением в России Пакта Рериха защитит культуру страны и ее будущее.
До революционных событий 1917 года Николай Константинович был крупным и популярным художником и ученым. Революция резко все изменила. Отсутствие всей семьи Рерихов в России заставило разных деятелей, а затем и исследователей говорить о них как о белоэмигрантах. Хотя ни одного реального доказательства этому не было представлено.
В 1920-е годы стало известно о космической философии Живой Этики, которую пытались впоследствии отделить от личности Н.К. Рериха и его творчества. Отделение это не имело под собой никакого основания, поскольку все творчество Рерихов – художественное, философское и научное – было пронизано идеями Живой Этики. Естественно, что Живая Этика, основа космического мышления, никоим образом не могла быть изъята из творчества наших великих соотечественников. Но тем не менее искусствоведы, культурологи, другие ученые спокойно занимались этой интеллектуальной вивисекцией, превращая великое рериховское творчество в фантастический мир, и сметали реальные вехи этого творчества на пути своих исследований.
В 1930-е годы по указанию государственных чиновников начались нападки на творчество Рерихов. Тьма рвала живые связи с рериховскими идеями и не допускала никакой к ним близости. Она же разрушила мечту Рерихов о возвращении на Родину. В 1947 году Рерихам было отказано во въездной визе в Советский Союз. И только в 1957 году в Россию смог вернуться Юрий Николаевич Рерих. К этому времени уже не стало ни Николая Константиновича, ни Елены Ивановны Рерихов. Их творческое наследие было разделено между сыновьями и по завещанию подлежало возврату в Россию.
С приездом Юрия Николаевича стала проникать на Родину реальная информация о Рерихах – проводившиеся им выставки картин Н.К. Рериха и лекции о космической философии открыли их реальную жизнь и миссию на планете Земля. Положение Юрия Николаевича в академическом Институте востоковедения, где он начал работать, было крайне трудным. Его идеи нередко встречали в штыки, и определение «буржуазный ученый» сопровождало его имя. Несмотря на все это Юрий Николаевич создал отдел тибетологии и воспитал целую группу учеников, молодых востоковедов. В 1960 году он неожиданно скончался, и возникла проблема с его наследием. Единственным наследником Юрия Николаевича был его младший брат Святослав Николаевич Рерих. Но государственные органы Советского Союза путем различных маневров и обманов помешали ему вступить в свои права, и наследие осталось в незаконном владении домработницы И.М. Богдановой и ее мужа В.Ю. Васильчика.
Судьба наследия Юрия Николаевича на его Родине оказалась трагической – оно было распродано и разворовано. Ценнейшие предметы и рукописи исчезли, и до сих пор неизвестно, в чьих руках они находятся. Когда началось разграбление наследия Юрия Николаевича, МЦР пытался обратить внимание государственных органов России на это обстоятельство. К сожалению, государство не приняло никаких шагов для сохранения культурных ценностей, находившихся в московской квартире старшего сына Рерихов. Можно без всякого сомнения констатировать факт утраты этой половины рериховского наследия в России.
Это было первым преступлением против богатейшего наследия Рерихов. Борьба с творчеством Рерихов и их космическими идеями продолжается. В России уже сменился государственный строй, а темные силы попрежнему ведут борьбу против Света рериховского наследия.
Надо сказать, что вторую половину наследия старших Рерихов Святослав Николаевич успел передать в Россию через МЦР. На ее основе в Москве был создан Музей имени Н.К. Рериха. По желанию Святослава Николаевича этот Музей является общественным. Пожалуй, это пока единственная организация, которая борется против нападок на имена Рерихов и на их наследие.
Деятельность Музея развивается по нескольким творческим направлениям. Музей публикует наследие Рерихов, выпускает журнал «Культура и время», проводит лекции, международные конференции, посвященные жизни и творчеству Рерихов, и укрепляет связи с государственными организациями. Большое внимание уделяется пропаганде идеи Пакта Рериха. Посвященные ему выставки находят во многих странах мира и организациях положительный отклик. Выставки подлинных картин Николая и Святослава Рерихов пользуются значительной популярностью и в России, и в других странах. В Музее идет научное осмысление наследия Рерихов и его эволюционного значения для планеты Земля. В его залах регулярно проходят такие мероприятия, как концерты, юбилеи великих культурных деятелей, выставки детского рисунка и выставки российских художников-космистов. Руководство Музея и его меценат Борис Ильич Булочник подняли из руин старинную усадьбу Лопухиных и превратили ее в один из красивейших уголков центра Москвы. Разработаны планы полного восстановления исторического облика усадьбы Лопухиных, возрождения Института «Урусвати» в гималайской долине Кулу в Индии.
В ноябре 2013 года все эти планы, в том числе и проект расширения антивоенного движения в связи с Пактом Рериха, были остановлены. Причина этого уже была указана выше. По российской культуре со стороны правящих структур был нанесен разрушительный удар. Что предпримут эти структуры в дальнейшем – только можно предполагать. Борис Ильич Булочник был первым российским меценатом, помогавшим и другим культурным организациям России. Сокрушительные действия государства вызвали в широких слоях творческой интеллигенции, ученых и просто неравнодушных людей горячее чувство протеста. В Музей имени Н.К. Рериха поступило большое количество подписей в поддержку и Музея, и изгнанного мецената.
В наши дни положение с культурой в России далеко не благополучно. За годы новой власти было утеряно немало исторических памятников и ценнейших экспонатов. Разрушение Мастер-Банка и лишение Музея имени Н.К. Рериха финансирования еще больше усугубило неблагополучие культурной политики в стране.
Обращения, направленные в правительство РФ и его структуры, занимающиеся культурой, не принесли никаких положительных результатов. Даже сто тысяч подписей под письмом протеста на имя президента РФ не получили никакого отзвука. Правда, в это время усилия правящих кругов страны были сосредоточены на международной спортивной Олимпиаде «Сочи – 2014». Но олимпиада уже кончилась, а положение Музея и его главного мецената по-прежнему остается тяжелым.
В печати все больше стало появляться полуграмотных нападок на ценнейшее наследие Рерихов. Церковь заняла в этом процессе отрицательную к Рерихам позицию. Эта позиция нашла свое выражение в одном из важнейших документов Русской Православной церкви – постановлении Архиерейского собора (1994), где упоминалось и рериховское наследие, а Живая Этика, философия реального космоса, была названа новой религией, явно угрожающей христианству. Те, кто интересовался наследием Рериха и исследовал его в положительных тонах, были объявлены сектантами, и им пригрозили отлучением от церкви.
Известно, что церковь издавна вмешивалась в проблемы, ее не касающиеся. Джордано Бруно сгорел на церковном костре за идею множества обитаемых миров. Коперник и Галилей также пострадали за свои идеи о вращении Земли вокруг Солнца. Эта тенденция продолжается до сих пор, и особенно активно в ней участвует православная церковь. Что касается церквей других конфессий, то я не нашла в них поддержки антирериховских настроений.
Хотелось бы напомнить еще одно обстоятельство. Символом Пакта Рериха является Знамя Мира – три круга, означающие единство прошлого, настоящего и будущего в едином круге Вечности. К сведению представителей православной церкви – это Знамя уже дважды было освящено христианскими иерархами. Первый раз в самом начале, в 1931 году, на конференции в бельгийском городе Брюгге, в церкви Святой крови. Второй раз уже в наше время, в 2013 году, в кафедральном соборе столицы Аргентины Буэнос-Айресе.
В наши дни появилась версия о Знамени Мира, как о сатанинском символе. Версия была пущена диаконом Кураевым. Не останавливаясь перед клеветой и осознанными искажениями, Кураев рассылал свои произведения по регионам и организациям. Я уверена, что в 1994 году именно он повлиял на постановление Архиерейского собора Русской Православной церкви.
Этого мало. И в книгах, и статьях, и выступлениях некоторых ученых и журналистов мы находим неграмотные и клеветнические измышления, направленные против наследия Рерихов. Сейчас нет необходимости разбираться в том, чем руководствовались эти люди – простым невежеством или более постыдными интересами.
Не обошло стороной это явление и заседания Высшей аттестационной комиссии. Из множества различных примеров отрицательных суждений об особенностях космической эволюции я выбрала три докторских диссертации по наследию Рерихов. Прежде всего я должна сказать, что ни сами диссертанты, ни утверждавшие диссертации научные советы в должной мере не владели материалом. Все три докторские диссертации, несмотря на отрицательные рецензии солидных академических институтов, были утверждены высшей научной инстанцией, а их авторы получили высокие научные степени докторов наук. Все три работы до уровня докторских явно не дотягивали. В диссертации С.Р. Аблеева было много методологических ошибок и непроверенных фактов. Н.Е. Самохина почему-то отнесла философию Живой Этики к эзотерике, хотя всем известно, что данная философия была открытой и рассчитывалась на заинтересованных лиц. Самой худшей из трех упомянутых работ была диссертация В.А. Росова, содержащая достаточное количество неверных выводов и откровенной клеветы. Во время процедуры защиты нескольким присутствовавшим ученым не было дано слова. Было ли это сознательным действием или результатом невежества – сейчас сказать трудно.
Очевидно, что столько нападок, сколько приняло на себя наследие Рерихов, не имело наследие ни одного культурного деятеля России.
Это обстоятельство свидетельствует об острой борьбе старого с новым. Старое всегда пыталось остановить новые идеи в науке, искусстве и философии. Тьма выступает против Света даже в третьем тысячелетии нашей эры. В этом нет ничего особенного, также как нет ничего исключительного в том, что Свет побеждает тьму. И в такие периоды перед многими из нас встает острая проблема выбора – выбора между невежеством и знанием, между злом и добром, между тьмой и Светом. Процесс, который сейчас идет перед нашими глазами, достоин не только внимания как такового, но и серьезных научных и философских исследований. От результатов борьбы между старым и новым, которую мы сейчас наблюдаем с самыми разными стремлениями и реакциями, зависит будущее нашей страны. Победа Света в борьбе с тьмой приведет к расширению и развитию процесса космической эволюции на Земле и закреплению ее творчества.
Справочник, посвященный наследию Рерихов, ставит сейчас перед нами ряд проблем, главная из которых – это оформление изучения эволюционного наследия Рерихов в новую научную специальность. Ею займутся серьезные и хорошо подготовленные ученые, которые смогут проводить исследования, основываясь на новой системе познания и новом космическом мышлении. Настоящий справочник предоставляет для этого необходимый научный материал.
Вопрос в том – поймут ли высшие научные структуры необходимость в новой научной специализации. Полагаю, что материал, представленный в справочнике, поможет ученым сделать правильный выбор.

Л.В. Шапошникова