Программа «Значение культурно-исторического наследия Рерихов для России». 2023 г.

0
369

Уважаемые коллеги, единомышленники, друзья!

Международный Центр Рерихов и Международный комитет по сохранению наследия Рерихов начали новую культурную программу «Значение культурно-исторического наследия Рерихов для России», посвященную знаменательным датам 2024 года, – 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха, 145-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих, 120-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.

Цель программы – привлечь внимание российской общественности к выдающимся достижениям семьи Рерихов в области искусства, науки, философии и общественной деятельности.

Среди наиболее значимых и исключительно важных для развития человечества достижений Рерихов можно назвать эпохальную Центрально-Азиатскую экспедицию (1924–1928), прошедшую по землям Индии, Алтая, Монголии, Тибета в поисках древних истоков культур; создание Гималайского института научных исследований «Урусвати» (1928), деятельность которого объединила крупных ученых и деятелей культуры разных стран и континентов; международный договор о сохранении и защите культурного наследия человечества (Пакт Рериха), подписание которого состоялось в 1935 году официальными представителями стран американского континента, и который впоследствии лег в основу создания и деятельности ЮНЕСКО.

Все эти и другие выдающиеся достижения семьи Рерихов стали возможны благодаря философским идеям Живой Этики, Учения, посвященного проблемам космической эволюции. В Живой Этике кардинальным фактором эволюционного развития человечества является Культура, ее законы, свойства и особенности взаимодействия с цивилизацией.

В лекциях, семинарах и круглых столах, посвященных знаменательным датам семьи Рерихов, примут участие российские ученые, деятели культуры и науки разных стран.

Основная часть программы «Значение культурно-исторического наследия Рерихов для России» будет проходить в режиме онлайн. Более подробная информация публикуется на сайте Международного Центра Рерихов.

 

Лекция 1. Петербургский период в жизни и творчестве Н.К.Рериха

Лекция посвящена основным вехам жизненного и творческого пути Н.К.Рериха в Санкт-Петербурге – городе, с которым на всю жизнь он сохранил крепкие духовные связи. Из 73 лет жизни здесь он прожил 42 года (1874–1916), которые вместили в себя, прежде всего, начальные поиски истоков культур, исторических закономерностей тесных связей между странами и народами. Здесь стало реализовываться то высокое призвание, которое было заложено в этом уникальном человеке.

Петербургский период дал Н.К.Рериху мощный импульс для дальнейшего раскрытия многих граней его личности как художника, археолога и путешественника, незаурядного исследователя, ученого и мыслителя, выдающегося деятеля русской и мировой культуры.

Лектор: Эдуард Антонович Томша, председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.

 

Лекция 2. Духовная биография Н.К.Рериха в контексте космизма: методология П.Ф.Беликова и Л.В.Шапошниковой

В лекции рассмотрены примеры духовных биографий всемирно известного художника, мыслителя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, написанных выдающимися исследователями – П.Ф.Беликовым и Л.В.Шапошниковой. Книга Павла Федоровича «Рерих. Опыт духовной биографии» (1984) уникальна, поскольку впервые в советской стране автор представил опыт осмысления духовного пути Рерихов.

Методология духовной биографии получила наиболее полное развитие в трудах Л.В.Шапошниковой (трилогия «Великое Путешествие», 1998–2005), которая использовала тот же источник – Живую Этику как новую теорию познания. Людмила Васильевна намного дальше отодвинула границы неизведанного, систематизировала и успешно использовала в своей научной работе методологические положения, содержащиеся в Живой Этике, среди которых можно назвать следующие: мироздание есть целостная энергетическая система, человек является частью Космоса и несет этот Космос в своем внутреннем мире, расширение сознания обусловливает эволюционный процесс, превращает человека из объекта в субъект эволюции.

Лектор: Ольга Александровна Лавренова, кандидат географических наук, доктор философских наук, почетный член РАХ, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, профессор МИСИС и ГИТР (г.Москва, Россия)

 

Лекция 3. Вклад Н.К.Рериха в развитие театрально-декорационного искусства в России

На рубеже XIX–XX веков в ведущих странах Европы происходил процесс, менявший представление о театре и театральном искусстве в целом. Этот процесс затронул и Россию, где в начале ХХ века русское театрально-декорационное творчество переживало расцвет. Театр в России ориентировался на новые направления в мировом художественном искусстве, переосмысливалось прочтение драматургии произведения. Это требовало пересмотра и технического обеспечения всей театральной постановки.

Изменение старых традиций стало возможным благодаря приходу в театр художников со сложившимся индивидуальным стилем. Среди выдающихся мастеров живописи – представителей объединения «Мир искусства», внесших важный вклад в развитие театрально-декорационного искусства России, нужно особенно отметить Николая Константиновича Рериха.

Лектор: Эдуард Антонович Томша, руководитель Санкт-Петербургского отделения МЦР, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.

 

Лекция 4. Живопись Н.К.Рериха: философия в красках

Художественное творчество Николая Рериха – совершенно особое явление в мировой культуре, до конца еще не осмысленное и не изученное. Оно восхищало современников великого русского художника и продолжает восхищать нас так же, как «Троица» Рублева или «Джоконда» Леонардо да Винчи. Секрет притягательности произведений Н.К.Рериха в их философской глубине и смысловой насыщенности, в богатстве сюжетов и разнообразии красочных сочетаний, укорененных в духовной неисчерпаемости личности самого Мастера.

Любое живописное произведение Н.К.Рериха – это запечатленная в образах глубокая мудрость философского Учения Живой Этики, которое утверждает высокое предназначение человека, смысл его пребывания на Земле, великие творческие силы и возможности. Утверждая общечеловеческие идеалы добра и красоты, Мастер приоткрывает перед нами двери в высшую духовную реальность, свет которой мы ощущаем в произведениях истинно высокого искусства. В силу своей вневременности и человечности творчество Николая Рериха всегда будет актуальным, а личность самого художника не перестанет вдохновлять последующие поколения.

Лектор: Любовь Владиславовна Хоменок, кандидат педагогических наук, музеолог, руководитель Отдела развития общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов.

 

Лекция 5. Рихард Вагнер и Николай Рерих – великие деятели мировой культуры. Параллели творчества

В 2023 году мир празднует 210-ю годовщину со дня рождения Р.Вагнера. В 2024 году будет отмечаться 150-летие со дня рождения Н.К.Рериха. Рихард Вагнер и Николай Рерих – два выдающихся деятеля мировой культуры и искусства. Каждый из них в основу своего творчества положил идею синтеза, воплощенную в художественной красоте и музыкальной гармонии. Оба соединили в своих работах архаическую древность с современностью. В их творчестве мы находим высочайший символизм, возвышенный романтизм, глубокую философию и духовную утонченность.

В начале ХХ века для «Русских сезонов» С.П.Дягилева Н.К.Рерих создавал эскизы декораций и костюмов к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда». Еще ранее к вагнеровской «Валькирии» художник создал проект декорации «Заклятие Огня». Опера «Парсифаль», тетралогия «Кольцо Нибелунгов» и другие оперы немецкого композитора были у Н.К.Рериха одними из самых любимых. В многочисленных литературных очерках 1930–40-х годов он часто вспоминал героев этих опер. На маршруте своей грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции (1923–1928) в многообразии окружающих каменных форм, в изломах скал, в раскатистом эхе падающих камней Рерих слышал аккорды вагнеровских музыкальных картин и писал о том, что музыка Вагнера необычайно созвучна Гималаям – великим горам планеты, «где природа творит свой особый каменный эпос», где все зовет к подвигу жизни.

Творчество Р.Вагнера и Н.К.Рериха по своему масштабу, глубине, героическому началу, философскому содержанию и средствам выражения является примером высочайшего творческого гения. Оно вошло в мировую сокровищницу культуры и стало уникальным явлением поистине планетарного масштаба.

Лектор: Эдуард Антонович Томша, руководитель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.

 

Лекция 6. Очерк Н.К.Рериха «По старине» и зарождение идеи сохранения культурного наследия

Вся жизнь и творчество Н.К.Рериха, нашего великого соотечественника, художника, ученого, мыслителя, путешественника и общественного деятеля, были наполнены любовью к Родине, ее прошлому и верой в ее великое будущее. В начале ХХ века Рерих много путешествовал по древним русским городам, был восхищен открывшейся ему красотой родной земли, ее духовным богатством, памятниками архитектуры, народным искусством. Большое путешествие 1903–1904 гг. по десяткам старинных русских городов стало важным отправным пунктом для рождения идеи Н.К.Рериха о сохранении культурного наследия и послужило началом его широкой общественной деятельности в защиту культуры.

Одним из значимых итогов путешествия стал очерк Н.К.Рериха «По старине» (1903). В нем заложен целый спектр важных идей и направлений, связанных с вопросами охраны и бережного отношения к культурным сокровищам, родной старине, которые получат развитие в дальнейшем литературном творчестве Н.К.Рериха как защитника и созидателя Культуры и увенчаются подписанием в 1935 году Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Рерих обратился к российской общественности с призывом «узнать и полюбить Русь», всеми мерами охранять свое национальное достояние для будущих поколений.

Лектор: Татьяна Васильевна Александрова, сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов (г.Санкт-Петербург, Россия)

 

Лекция 7. Духовно-нравственные основы философии Живой Этики

Лекция посвящена рассмотрению ключевых проблем, связанных с эволюционной проблематикой, к которым относятся вопросы культуры и цивилизации. Актуальность темы связана с постоянно увеличивающейся бездуховностью нашей цивилизации, забывшей о культуре как единственном спасении и защите человечества от всех мировых катаклизмов. В современном, особенно западном мире, эти негативные процессы проявляются в пропаганде аморальности, представляемой как истинная свобода, отказе от традиционных семейных ценностей, множестве проблем, связанных с воспитанием и образованием, использованием биотехнологий, кардинально меняющих природу человека и т.д. Все это носит сегодня беспрецедентный характер, ведет к необратимой деградации общества, по сути, процессам расчеловечивания людей, что не может не вызывать постоянную тревогу.

В книгах философского Учения Живой Этики, созданных Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока и впервые опубликованных в 1920–30-е годы на русском языке, научно обосновывается необходимость соблюдения человеком нравственной чистоты и воспитания этического мышления как условия его внутренней культуры и духовного продвижения по ступеням космической эволюции и, что самое главное, отвечающее Законам этой эволюции.

Лектор: Татьяна Салиховна Расулова, кандидат философских наук, профессор Государственной консерватории Узбекистана (г.Ташкент).

 

Лекция 8. Философия истории Н.К.Рериха

Николай Константинович Рерих в юности увлекался исторической наукой, организовывал археологические раскопки и делал по их итогам исчерпывающие научные отчеты. Но уже тогда он начал образно осмысливать полученный материал – рождались картины «древнерусского цикла», где сочетались научная и художественная достоверность. Изучая прошлое, Рерих заглядывал в будущее и уже в первые годы ХХ века задумывался над необходимостью сохранения культурного наследия для грядущих поколений.

Позже художник стал размышлять над историческими процессами, опираясь на философию Живой Этики, которая создавалась в тесном и непосредственном соприкосновении с духовной традицией Востока. Мысли Н.К.Рериха свободно развивались в его культурно-общественных проектах, в литературных эссе, в картинах. И в целом складывалась широкомасштабная панорама нового понимания человеческой истории, взаимоувязанной с космическими веяниями, с Вестниками, с Вехами значимых (но не всегда распознаваемых) событий. Охватить эту картину единым взглядом, донести до нас в понятном изложении смогла выдающийся ученый-рериховед Л.В.Шапошникова.

Лектор: Ольга Александровна Лавренова, кандидат географических наук, доктор философских наук, почетный член РАХ, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, профессор МИСИС и ГИТР (г.Москва, Россия).

 

Лекция 9. Восток в сценографии и драматургии Н.К.Рериха

Формирование устойчивого интереса Николая Константиновича Рериха к театральному искусству и одновременно к культуре, искусству и традициям Востока произошло в ранний период его жизни и творчества. Исторически первой театральной постановкой Н.К.Рериха принято считать «Девассари Абунту» (1905), эскизы к которой были написаны под впечатлением от фресок из индийского храмового комплекса Аджанты (V век) и старинных легенд.

Замечательным достижением Н.К.Рериха в области театра являются эскизы костюмов и декораций к сценическому оформлению оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», среди которых особое впечатление оставляет «Половецкий стан», созданный для Русских сезонов С.П.Дягилева. В лекции представлены и сопоставлены эскизы для постановок 1908 года (Париж) и 1914 года (Лондон), а также для предполагавшейся постановки 1944 года в Нью-Йорке при участии Л.Мясина. Не менее интересным представляется сопоставление археологических и этнографических интересов Н.К.Рериха и его современника востоковеда В.В.Голубева, позволивших им сделать собственные выводы о близости и преемственности древних культур России и Индии, а также антропологические мотивы в эскизах Рериха к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в постановке 1922 года (Чикаго, Опера Компани).

Особый интерес для исследователей представляет единственная дошедшая до нас пьеса Н.К.Рериха «Милосердие», написанная в 1917 году под впечатлением происходивших событий русской революции. Замысел сюжета пьесы «Милосердия» прослеживается и в работе «Заповедь Гайятри», 1916 г. Хотя имена участников пьесы и обращают нас к Востоку, но сюжет самой пьесы имеет общечеловеческий характер.

Лектор: Елена Васильевна Шахматова, кандидат искусствоведения, доктор философских наук, доцент, начальник научного отдела Российского института театрального искусства ГИТИС (г.Москва, Россия).

 

Лекция 10. Философия ландшафта в творчестве Н.К.Рериха

Земля готова щедро открыть свои тайны художнику, обращающемуся к жанру пейзажной живописи. Но пейзаж – это одномоментный портрет ландшафта, живого, целостного и многофункционального явления. Ландшафт неоднозначен и не исчерпывается пейзажным портретом, он включает в себя, помимо природной компоненты, и артефакты, созданные людьми, и энергоинформационные потоки культуры, генетически связанной с ним. Но именно чувство Красоты позволяет некоторым художникам очень точно подметить и отразить на полотне жизненно важные элементы ландшафта, его энергоинформационное средоточие.

Даже ранние пейзажи Н.К.Рериха, молодого художника, глубоко заинтересованного философией и историей культуры, изначально были серьезнее обычных «ландшафтных портретов». Н.К.Рериху свойственно изображать узловые элементы культурного ландшафта – наиболее значимые архитектурные и исторические памятники, гармонично вписанные в природный ландшафт. Его пейзажи периода рубежа XIX–XX веков уже несли в себе исчерпывающую информацию об истории и праистории изображаемого места, отражали сокровенные смысловые моменты сконцентрированной в ландшафте этнической культуры.

Н.К.Рерих – не только художник и мыслитель, но и путешественник. Россия, Европа, Северная Америка, Азия были ему знакомы не понаслышке. На маршруте самой значительной из экспедиций Н.К.Рериха, Центрально-Азиатской, пейзажи Мастера дополняются литературными зарисовками, необыкновенно точно описывающими не только характерные внешние черты ландшафтов, но и их внутреннюю суть. В его живописных произведениях, также как и в чрезвычайно обширном литературном наследии, но особенно книгах «Алтай – Гималаи» и «Листы Дневника», представлена удивительная по своей глубине философия пространства планеты Земля.

Лектор: Ольга Александровна Лавренова, кандидат географических наук, доктор философских наук, почетный член РАХ, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, профессор МИСИС и ГИТР (г.Москва, Россия).

 

Лекция 11. Феномен Шамбалы в творчестве Н.К.Рериха
Легендарная Шамбала – одно из самых загадочных и малоизученных явлений современности. До сих пор идут дискуссии, что есть Шамбала – миф или историческая реальность?
Тема Шамбалы занимает особое место в работах Н.К.Рериха и проходит через его литературное и художественное творчество. В 1923–1928 годах состоялась Центрально-Азиатская экспедиция под руководством Н.К.Рериха, во время которой он собрал немало ценного материала о загадочной и прекрасной Шамбале. Путевые заметки Н.К.Рериха, его очерки, картины, созданные на нелегких экспедиционных путях, погружают в духовную жизнь Азии, приближают к пониманию самого священного слова Востока – Шамбала. «Древнейшие Веды и последующие Пураны и прочая самая разнообразная литература, – отмечал Н.К.Рерих, – выдвигают необычайное значение для Азии таинственного слова – Шамбала. И в крупных азиатских центрах, где священные понятия произносятся уже со стыдливой оглядкой, и в безбрежных пустынях Монгольской Гоби слово о Великой Шамбале, или таинственной Калапа индусов, звучит, как символ Великого Будущего. В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучал Восток и знает пульс современной Азии».
Опираясь на всесторонний анализ легенд, мифов, сказаний и фактов, а также личный опыт сотрудничества с Махатмами Востока, Н.К.Рерих создает свой образ Шамбалы как реально существующей на Земле духовной Обители Учителей человечества.

Лектор: Ольга Николаевна Калинкина, кандидат социологических наук, психолог, председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры (г.Пермь, Россия).

 

Лекция 12. Понятие горного пейзажа Гималаев в творчестве Н.К.Рериха

Н.К.Рерих – первый русский художник, в живописном творчестве которого горный пейзаж играет значительную роль. И в русском, и в мировом искусстве XX века Н.К.Рерих по праву был назван мастером горного пейзажа. Огромные, разнообразные, пленительные, зовущие образы горного мира служили темой для большинства его великолепных художественных произведений на протяжении последних двадцати лет жизни.

Гималаи занимают особое место в работах Н.К.Рериха не только как обычные горы со всеми их особенностями и неповторимыми пейзажами. В Индии Рерих жил в постоянном окружении гор (Западные Гималаи), совершая поездки в районы Восточных Гималаев и Тибета. Трудно назвать другого художника на Западе и в самой Индии, который с такой силой, полнотой и выразительностью отобразил мощь, величие и красоту Гималаев. Они как будто вошли в его творческое мышление, стали неотъемлемой частью его духовного мира и убедительно и мощно выразили его.

Гималаи – истинная драгоценность Индии, которая по представлениям Н.К.Рериха является зримым символом духовного восхождения человека. Это то исключительное место, где, согласно преданию, жили Риши и Пандавы, была слышна священная флейта Кришны, жил Благословенный Гаутама Будда и где рождались Веды. Гималаи для Рериха символизируют красоту и гармонию природы, различные виды которой он так много запечатлел в своих картинах. Художник был также убежден, что Гималаи хранят ключ ко многим тайнам истории планеты и человечества. Об этом он увлеченно повествовал кистью и словом в своих творческих работах.

Лектор: Нараян Мита, профессор Центра русских исследований Университета имени Джавахарлала Неру (г.Нью-Дели, Индия).

 

Лекция 13. Образ Индии в творчестве Н.К.Рериха

У Н.К.Рериха было совершенно особое отношение к Индии, которую он хорошо знал и любил. Особенно ему было дорого то, что в индийской и русской культуре он находил много объединяющего, и здесь дело, как он считал, не в этнографии или филологии, хотя в русском языке много санскритских корней, а в чем-то очень глубоком, многозначительном, что сулит неожиданные открытия в будущем. Особая притягательность Индии в том, что она сохраняет в своих недрах древний Источник знаний, родник чистой мысли, поиск которого привлекал многие умы, как на Западе, так и на Востоке. О нем говорится в легендах, эпосах и сказаниях разных народов. Из этого Источника сто лет назад пришел к человечеству духовный Зов в форме Учения Живой Этики. И первыми этот Зов восприняли Рерихи.

С Живой Этикой были связаны жизненные и творческие задачи Н.К.Рериха и всей его семьи. Идеи Учения, несущего космическое мироощущение, нашли в творчестве Рериха благодатную почву, поскольку, как яркий представитель русского Серебряного века, он обладал способностью мыслить космическими масштабами, и это отразилось в его вúдении Индии, ее прошлого, настоящего и будущего. На языке Прекрасного, понятного всем народам, художник на своих живописных полотнах и в литературных произведениях раскрывал духовное содержание культурных сокровищ Индии. И если собрать воедино картины Н.К.Рериха, посвященные Индии, то получится целая энциклопедия насыщенной культурной жизни народа, где существуют боги и герои, мудрецы и подвижники, где есть место ослепительным горным вершинам, величественным рекам, памятникам культуры, вековым традициям, преданиям и легендам. Рерих как художник и мыслитель принес на Родину истинные знания о Востоке, его духовное послание о том нравственно значимом, что определяет жизнь человека, страны, мира в грандиозном процессе космической эволюции.

Лектор: Ирина Юрьевна Дьяченко, кандидат культурологии, руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления МЦР (г.Москва).

 

Лекция 14. Магнит России в судьбе семьи Рерихов и в новейшей истории

Россия, ее будущее – эта тема в творческом наследии семьи Рерихов, как и в их судьбе занимает особое место. Рожденные в России Николай Константинович, Елена Ивановна, их сыновья Юрий Николаевич и Святослав Николаевич глубоко любили свою Родину, верили в великий потенциал русской души и великую будущность русского народа. Их многогранное творчество было направлено на возвышение сознания соотечественников. Они считали важным поднимать дух народа, устремлять его к культурному строительству. Все их творческие усилия, вся культурно-просветительская деятельность, где бы она ни проходила, в России или зарубежных странах, все их познавания, духовный и нравственный опыт – все это имело, прежде всего, «российское» направление, все свои достижения они посвящали родине, создавая таким образом магнит России.

Особую надежду Рерихи связывали с будущим России, куда семья все годы странствий мечтала вернуться, чтобы передать Родине накопленные знания. Сначала Юрий Рерих, затем Святослав Рерих приняли решение передать в Россию творческое наследие семьи, сделать его поистине национальным достоянием. Святослав Рерих для этой цели выступил с инициативой перед руководством страны о создании Советского Фонда Рерихов (впоследствии переименованный им в Международный Центр Рерихов) и при нем общественного Музея имени Н.К.Рериха. При чрезвычайно сложных обстоятельствах в мае 1989 года уникальный груз был доставлен из Индии в Москву, на Родину, доверенным лицом С.Н.Рериха – Людмилой Васильевной Шапошниковой. Культурно-просветительская деятельность Международного Центра Рерихов сегодня – это реальная возможность созидания и укрепления магнита Новой, преображенной России. Созидание в ней пространства высокой Культуры, которое отвечает принципам и задачам процесса космической эволюции, – залог светлого будущего России и всего человечества.

Лектор: Галина Григорьевна Пантелеева, кандидат философских наук, инженер Морского гидрофизического института, сотрудник Севастопольского городского фонда Рерихов (г.Севастополь, Россия).

 

Лекция 15. Знамя Мира и его эволюционное значение

Н.К.Рерих входит в плеяду великих мыслителей, глубоко понимающих значение культуры и ее роль в эволюции человечества. В период активного развития механистической цивилизации и формирования общества потребления Рерих открыто говорил о проблемах культуры, необходимости сохранения мирового культурного достояния. Его идеи нашли свое воплощение в Договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакте Рериха, который был торжественно подписан двумя десятками государств в 1935 году и до сегодняшнего дня остается открытым для подписания всеми странами мира. Для идентификации культурных объектов, подлежащих безотлагательной охране, Рерихом был разработан особый флаг, названный им Знаменем Мира.

Тема Знамени Мира и его важнейшего значения для сохранения культуры человечества заняла особое место в творчестве Рериха как художника и мыслителя, нашла отражение в его многочисленных литературных и художественных произведениях. Знамя Мира рассматривается им не только в качестве атрибута Пакта Рериха, выполняющего свою защитную функцию, но оно направляет сознание человечества на понимание того, что мировое культурное наследие есть общее достояние человечества, и забота о нем должна быть проявлена всеми. Знамя Мира при углубленном изучении его истории дает понимание того, чем «жив человеческий дух», в чем истинное миротворчество (творение мира), а также предполагает единение культурных и прогрессивных сил в защите культурных сокровищ, просветительство, воспитание, образование и т.д.

Значение Знамени Мира непреходяще, и его идеи актуализируются в современном мире. Под этим Знаменем сегодня проходят многие культурные и научные программы общественности – конференции, круглые столы, семинары. Знамя побывало на Северном и Южном полюсах Земли, поднималось в космос на орбитальной станции «Мир» как напоминание ответственности каждого за судьбу человечества. Со Знаменем Мира альпинисты восходят на высокие горные вершины. В 2012 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже Международный Центр Рерихов начал международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». С того времени этот проект обошел десятки стран мира, а в кафедральном соборе г. Буэнос-Айреса (Аргентина) произошло знаменательное событие – освящение Знамени.

Лектор: Ольга Николаевна Калинкина, кандидат социологических наук, психолог, председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры (г.Пермь, Россия).

 

Лекция 16. Русские начали, русские и должны продолжить…

В небольшом горном селении Наггар, приютившемся на склоне священных Гималаев, каждый знает, что именно здесь многие годы жили и творили русские люди – семья Рерихов, которую почитали жители долины Кулу. Все члены этой удивительной семьи – Николай Константинович, его супруга Елена Ивановна, двое их сыновей – были единомышленниками, прошли с научной экспедицией по Центральной Азии, изучая ее историю и культуру, а вернувшись, создали здесь, в Гималаях, институт с красивым названием «Урусвати», привлекая к его работе ученых разных стран и специальностей. Рерихи неутомимо заботились о сохранении в мировом масштабе культурного наследия человечества. К ним в гости в Кулу приезжали многочисленные посетители побеседовать на самые насущные темы, обсудить различные проблемы современности, неизменно восхищаясь вдохновенными гималайскими пейзажами Николая Рериха, русского художника, ученого и мудреца.

И сегодня многочисленные туристы с интересом осматривают старинный каменный дом, а затем отправляются вверх по горному склону, чтобы больше узнать о легендарном институте, который когда-то здесь существовал и плодотворно работал во имя будущей науки. Институт создавался в конце 1920-х – самом начале 1930-х годов, его сотрудники интенсивно трудились в предвоенное время. Получивший название «Урусвати», что в переводе с санскрита означало Свет утренней звезды, он должен был утвердить новые подходы и направления в современных научных исследованиях, в частности, комплексный подход к изучению сокровищницы Гималаев, исторических, этнографических и лингвистических особенностей проживающих здесь народов. Помимо этого, институт решал задачи по изучению человека, его внутренней, духовной природы и творческих возможностей. Деятельность института была прервана Второй мировой войной, когда прекратились все научные и деловые контакты Рерихов с учеными разных стран – учреждение пришлось законсервировать. Младший сын Рерихов Святослав Николаевич, активно продвигавший в научных академических кругах СССР идею возрождения института, в одной из бесед с индологом Л.В.Шапошниковой как-то сказал: «Русские начали, русские и должны продолжить…». Рерихи мечтали о том, чтобы достижения «Урусвати» смогли продолжить русские ученые в тесном сотрудничестве с индийскими учеными, развивая глубокие исторические связи между нашими народами, способствуя делу мира и культуры. И к нам, сегодняшним, обращены их слова: «Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».

Лектор: Дмитрий Юрьевич Ревякин, руководитель отдела выставок Международного Центра Рерихов (г.Москва, Россия).

 

Лекция 17. Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха: философия и семантика путешествия

«Научно-художественная экспедиция академика Н.К.Рериха в Центральную Азию занимает особое место в истории русских центральноазиатских экспедиций. Во время путешествия была пересечена высокогорная часть Тибетского нагорья и прилегающая к нему с юга Гималайская горная страна. Впервые художник смог запечатлеть на своих полотнах ландшафты малодоступных и малоизвестных областей внутренней Азии, отобразить исключительные панорамы горных стран и воплотить в художественных образах ее народные предания. Попутно велись научные наблюдения, сборы коллекций и материалов для дальнейшего изучения не только природы этих областей, но и человека в его географической и социально-экономической среде», – писал Ю.Н.Рерих.

Основное внимание участников экспедиции (Н.К.Рериха, Е.И.Рерих и Ю.Н.Рериха) было обращено на особенности локальных культур в контексте истории и географии Великого переселения народов. Н.К.Рерих не раз писал в своих дневниках о древних общих корнях народов, заселяющих Евразию. Но главным стержнем этого путешествия была вдохновленность идеями Живой Этики и стремление пройти сакральными местами Центральной Азии, прикоснуться к тайне, оживающей в легендах и сказаниях народов, выполнить Наказ духовных Учителей.

Лектор: Ольга Александровна Лавренова, кандидат географических наук, доктор философских наук, почетный член РАХ, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, профессор МИСИС и ГИТР (г.Москва, Россия).

Лекция 18. «Западный художник с сердцем восточного мудреца»: об особенностях живописи Святослава Рериха

Искусство Святослава Николаевича Рериха уникально и универсально во многих отношениях. Нас особенно интересует в нем, как и в живописи его отца, Николая Константиновича Рериха, то «духовное послание», которое он в своем искусстве принес миру и в котором учит нас лучше понимать человека.

С.Н.Рерих получил художественное образование в Лондонском университете в Англии, затем в Колумбийском университете в Америке. Переезды были связаны с культурно-просветительской деятельностью Николая Рериха в Европе и США в начале 1920-х годов. В это время Святослав Рерих изучал традиции многих художественных школ, которые развивались на Западе, но также и на Востоке, и как художник он вобрал в себя все то лучшее, что было достигнуто в мировой живописи, и в русской, и западноевропейской, и восточной с ее трансцендентной основой. Если исследовать его творчество в контексте лучших традиций искусства Востока, особенно Индии, влияние которой на судьбу и творчество Святослава Рериха наиболее глубоко и неоспоримо, то здесь необходимо понимать степень восприятия им самим и как художника, и как человека традиций, которые пришли из глубин веков индийской жизни и сформировали ее особенности. Погружение мысли в великое пространство вселенной – именно с этим связано в восточной традиции то особое видение мира, за которым стоят знания о единстве человека и космоса.

Лектор: Ирина Юрьевна Дьяченко, кандидат культурологии, руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления МЦР (г.Москва, Россия).

 

Лекция 19. Гималайское имение Рерихов в свете традиций русской усадебной культуры

Лекторы: Владимир Григорьевич Шатко, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Главного ботанического сада РАН; Светлана Алексеевна Потапова, ученый секретарь Совета ботанических садов России и стран СНГ, сотрудник Главного ботанического сада РАН (г.Москва, Россия).

В течение нескольких сезонов в период с 2010 по 2018 гг. авторы имели возможность работать в гималайском имении Рерихов в Наггаре. Работа проводилась в рамках программы изучения научного наследия Рерихов совместно с Международным Центром Рерихов. В.Г.Шатко и С.А.Потапова занимались изучением усадьбы (ее структуры, основных компонентов, парковых насаждений и ассортимента слагающих растений), естественнонаучных коллекций Института «Урусвати» (гербарная и так называемая «медицинская» коллекции). Помимо этого, они проехали по следам некоторых маршрутов экспедиций Рерихов по Западным Гималаям и познакомились с природой, растительностью и многими характерными, а также редкими видами растений местной флоры.

Учитывая богатый многолетний опыт обследования усадеб Центральной России и Крыма, авторам было несложно вычленить основные структурные элементы усадьбы Рерихов в Индии и провести параллели со структурой типично-русской усадьбы. Так, здесь присутствуют: главный усадебный дом, хозяйственные постройки, художественная мастерская, храм, некрополь, парк, а также картинная галерея и научно-художественный музей. Наличие на территории усадьбы научно-исследовательского института – уникальный факт, авторам удалось отыскать лишь один подобный пример в России – Карадагская биостанция, основанная Т.И.Вяземским в Крыму, на территории собственного имения в 1907 году.

На территории усадьбы действует Академия искусств имени Е.И.Рерих, где местных детей обучают пению, музыке, рисованию, а также проводятся мастер-классы индийских, российских и других художников, танцоров и музыкантов. Это своеобразная ниточка из ХIХ–ХХ века, идущая от таких усадеб, как Ясная Поляна и Талашкино.

Гербарная коллекция Института «Урусвати» не была изучена до сих пор. В.Г.Шатко и С.А.Потапова установили, что она состоит из 3217 листов (1041 вид, 491 род, 170 семейств). В ней представлены растения из всех основных типов растительности и высотных поясов Западных Гималаев.

Имение Рерихов в долине Кулу, несмотря на его удаленность от России, построено в традициях русской усадебной культуры и одновременно являет собой уникальный пример синтеза культур двух стран – России и Индии. На протяжении почти столетия она остается научным и культурным центром, продолжающим традиции комплексного изучения Гималаев.

 

Лекция 20. Литературные очерки Н.К.Рериха как источник познания космической реальности

Лектор: Ирина Юрьевна Дьяченко, кандидат культурологии, руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления МЦР (г.Москва, Россия).

Николай Константинович Рерих (1874–1947), выдающийся русский художник, мыслитель и ученый, общественный деятель, организатор науки, является также автором около 30 книг, вышедших при его жизни. С 1922 по 1947 год в Риге, Берлине, Харбине, Нью-Йорке, Аллахабаде были изданы сборники «Пути Благословения», «Держава Света», «Твердыня Пламенная», «Священный Дозор», «Врата в Будущее», «Нерушимое», «Химават» и другие, в которых содержатся его литературно-философские очерки. Многие из них впервые увидели свет в 1990-х годах в трехтомнике «Листы дневника», изданном Международным Центром Рерихов в Москве. Всего в вышеназванных сборниках было опубликовано свыше тысячи очерков, которые и стали предметом исследования.

В 1920-е годы, когда в научном знании, искусстве, философии формировались новые представления о единстве человека, планеты и космоса, начала выходить в свет серия книг под общим названием «Учение Живой Этики». В книгах освещались проблемы космической эволюции человечества, отмечалась важная роль в ней культуры человека. Философские идеи Живой Этики находили свое воплощение в картинах, научной работе, общественной деятельности Н.К.Рериха и, конечно, в его очерках, где эти идеи развивались и анализировались.

Очерки Н.К.Рериха предназначены не только для расширения нашего кругозора, они дают много необходимого материала для развития научного познания, того, в чем нуждается современная нам наука. Это связано с новым подходом к изучению явлений природы, космоса и человека.

 

Лекция 21. Институт «Урусвати» – прообраз научных учреждений будущего
Лектор: Елена Ильинична Ануфриева, кандидат физико-математических наук, доцент Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина (г.Екатеринбург, Россия).

Все члены семьи Рерихов считали, что именно наука должна прийти на помощь человечеству в познании реальности и доказать научно многие пока не изученные явления. Эта деятельность во многом возлагалась на новые методы познания, которые осуществлялись Рерихами в Гималайском институте научных исследований «Урусвати» как прообразе научных учреждений будущего.

В Институте закладывалась новая методология, в основе которой было космическое мировоззрение. Своими исследованиями, трудами и всей деятельностью Институт закладывал синтез знаний, показывал пути развития физики (теории относительности), квантовой механики, биоэнергетики, в целом, представлял комплексный подход к изучению многих научных вопросов.

Основы новой науки, заложенные Рерихами в Институте «Урусвати» в 1930-е годы, дают свои ростки. Магнит новых исследований окружающего мира и человека действует. Все больше современных ученых направляют свои усилия на изучение внутреннего человека, его психических возможностей, на взаимосвязь духовного развития и физиологического здоровья. Появляются новые приборы и методики, позволяющие фиксировать энергию мысли и сердца человека, изучаются космо-биосферные связи и влияние космоса на деятельность человека. В науку постепенно входит понятие психической энергии, также научно изучается мысль как энергия, сознание человека, его тонкий мир.

Сотрудничество западных, восточных и российских ученых, успешно осуществленное в «Урусвати» – это залог будущего расцвета науки, нового космического мышления, обогащенного мудростью и знаниями Востока, экспериментальными методами Запада.

 

Лекция 22. Актуальность Пакта Рериха в сохранении культурного наследия России

Лектор: Эдуард Антонович Томша, руководитель Санкт-Петербургского отделения МЦР, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга (г.Санкт- Петербург, Россия).

Вопросы развития Культуры и сама постановка проблемы сохранения культурного наследия – одна из главных задач для любого государства. Каждая страна на протяжении своей истории решает ее по-своему, ибо культурное наследие как сочетание высоких достижений творчества населяющих ее народов составляет особенность каждого государства и является его своеобразной «визитной карточкой». Для понимания сути проблемы сохранения культурного наследия в России нужно, в первую очередь, вернуться к истории зарождения идеи сохранения исторических памятников и духовных святынь нашего народа, проследить решение проблемы сохранения отечественного культурного наследия с конца XIX до середины XX века.

Вопросами исследования и изучения памятников прошлого занимались не только различные организации, но и неравнодушные люди. Среди представителей культурной общественности тех лет, кто открыто и уверенно заявил о необходимости сохранения объектов национальной культуры для будущих поколений, был Н.К.Рерих. В 1930-е годы, когда в Советской России шло уничтожения исторических памятников для нового градостроительства, Н.К.Рерих обращался ко всему миру с призывом неотложно обсудить вопрос защиты памятников культуры как в военное, так и в мирное время. Он предложил человечеству проект международного договора, известный в дальнейшем как Пакт Рериха, который был поддержан мировой общественностью разных континентов – представителями науки, культуры, религии, государственными деятелями, и затем подписан в 1935 году представителями нескольких американских государств.

В лекции будут рассмотрены исторические этапы становления общественной формы защиты архитектурных памятников середины XIX и XX веков, особое значение Культуры в понимании Н.К.Рериха, а также отмечена актуальность идей Пакта Рериха и Знамени Мира в современной России. Всестороннее изучение и сохранение ее культурного наследия должно являться необходимым условием для предупреждения процесса уничтожения национального богатства России, залогом ее будущего культурного преуспеяния.

 

Лекция 23. О призыве Н.К.Рериха «Мир через Культуру»

Лектор: Елена Юрьевна Томша, руководитель научного направления Санкт-Петербургского отделения МЦР, член Санкт-Петербургского психологического общества (г.Санкт-Петербург, Россия).

Уже почти столетие краткая, мощная и емкая формула «Мир через Культуру», которую предложил и обосновал Н.К.Рерих, вызывает горячий отклик в сердцах многих людей по всему миру. Художник, ученый, мыслитель, путешественник и общественный деятель, получивший во всех этих областях мировое признание, Николай Рерих первый поднял вопрос об эволюционной роли культуры, что имеет важное значение для всего человечества, и необходимости всемерной ее охраны от разрушений как в военное, так и в мирное время. Именно его неустанные труды по привлечению внимания общественности и «сильных мира сего» к проблемам сохранения культурных ценностей вызвали мощное общественное движение во многих странах мира еще в 1930-е годы.

Жизнь Николая Рериха проходила в сложную историческую эпоху, когда одна за другой разразились страшные Первая и Вторая мировые войны, принесшие огромные разрушения всего цивилизационного уклада жизни людей и неисчислимые человеческие потери. ХХ век вошел в мировую историю как чрезвычайно противоречивое время, насыщенное достижениями и катастрофами, характеризующееся стремительными политическими и экономическими изменениями, небывалым темпом развития цивилизации (науки, техники и технологий). В то же время при развитии многих культурных форм наблюдались разрушение исторических памятников и утрата бесценных свидетельств нематериального культурного наследия, что вело к бездуховности. Все это в конечном итоге поставило человечество на грань существования и его самого как вида, и планеты, на которой оно обитает и развивается. Николай Рерих, мысливший глубоко и масштабно, видел истоки этих бедствий и возможности грядущих событий, предлагал пути выхода из глобальных кризисов нашего времени, в основе которых, как он был убежден, лежит кризис духовный. Его идеи, высказанные в середине ХХ века, актуальны и в наше время.

В лекции, посвященной созидательному призыву Н.К.Рериха «Мир через Культуру», будут показаны истоки и этапы развития его миротворческой идеи. Она многогранна и может быть рассмотрена на разных уровнях, с различных точек зрения. В лекции акцент будет сделан на психологическом аспекте призыва Рериха, а также будут представлены взгляды выдающихся психологов ХХ века, созвучные взглядам Н.К.Рериха на значение внутренней, духовной работы по построению нового мира – мира без войн, насилия и страданий. Война и мир, созидание и разрушение, креативность и деструктивность, ненависть и любовь – вот вопросы, которые волновали выдающихся мыслителей ХХ века. Эти вопросы требуют осмысления и действенного выбора в наше время.

 

Лекция 24. Образ Н.К.Рериха в изобразительном искусстве России первой половины ХХ века

Лектор: Елена Станиславовна Кулакова, кандидат искусствоведения, руководитель Народного музея семьи Рерихов Библиотеки им. Д.С.Лихачева (г. Новокузнецк, Россия).

Личность выдающегося русского художника, ученого, мыслителя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха привлекала внимание многих его современников. О нем писали искусствоведы Сергей Эрнст и Эрих Голлербах; художественные критики Иван Лазаревский, Сергей Маковский и Александр Ростиславов; поэты Юргис Балтрушайтис, Рабиндранат Тагор, Рихард Рудзитис, Максимилиан Волошин; писатели Леонид Андреев, Алексей Ремизов, Георгий Гребенщиков и многие другие. Известные русские художники Александр Головин, Борис Кустодиев, Борис Григорьев, Давид Бурлюк, Святослав Рерих, скульптор Глеб Дерюжинский неповторимо и убедительно запечатлели образ Н.К.Рериха в живописи и ваянии. Все они, каждый по-своему, стремились передать не только облик своего великого соотечественника, но и особенности его личности – эмоциональное состояние, характер, отношение к внешнему миру, богатство дум и чувств.

Академик Л.В.Шапошникова, опираясь на идеи Живой Этики, которую она называла философией космической реальности, убедительно показала, что жизнь как Макрокосм и выдающаяся личность как микрокосм представляют собой целостное явление, в котором проявляется и земная материя, и то, что лежит «поверх явлений текущего времени», «поверх накипи жизни», а именно вечный и неизменный духовный мир. Синтез временного и вечного ярко представлен в искусстве самого Н.К.Рериха, в его научных поисках и исследованиях единого источника культур, просветительской и общественной деятельности по защите и сохранению памятников старины. Передать в портрете всю неисчерпаемость такой многогранной личности, каким был Н.К.Рерих, дано только незаурядному мастеру кисти. Несмотря на многообразие подходов и стремлений постичь внутренний мир художника-мыслителя, по словам Елены Ивановны Рерих, жены, спутницы, уникального философа, «многогранность его творчества и красота всего внутреннего существа остаются неисчерпанными».